Аварии при перевозке опасных грузов и их последствия

Происшествия, связанные с опасными веществами с пугающей регулярностью происходят по всему миру. Взрывы и пожары, утечки и разлив ядовитых веществ, выбросы в атмосферу отравляющих газов и продуктов горения, уносящие жизни и причиняющие тяжкий вред здоровью людей, влекущие многомиллионные убытки и наносящие непоправимый вред экологии.

Чаще всего причиной трагедий становится пресловутый человеческий фактор в виде халатности (при проверке оборудования, емкостей и помещений для хранения, подвижного состава и транспортных средств), пренебрежение к технике безопасности и нарушение установленных правил, в том числе при перевозке опасных веществ.

К сожалению, аварийные ситуации на транспорте, перевозящем опасные грузы не редки. К счастью, не все из них уносят жизни людей. Некоторые «всего лишь» наносят немалый материальный ущерб:

  • разрушают и выводят из строя объекты инфраструктуры;
  • затрудняют дорожное движение (а порой надолго останавливают его на участке);
  • загрязняют почву, воду, воздух.

Следует знать, что мероприятия по ликвидации последствий дорожных происшествий с опасными грузами не только связаны с риском для жизни и здоровья сотрудников дорожных служб и МЧС, но и весьма затратны для муниципальных и региональных бюджетов. Перекрытие дорог вызывает сбои в движении транспорта, причиняя неудобства и убытки населению и предприятиям.

Маленькие нарушения с большими последствиями

16 мая 2012 года почти 200 км дороги на участке Красноярск-Енисейск были залиты креозотом – весьма ядовитым и горючим веществом. Утечка произошла по причине разргерметизации емкости, вследствие чего почти 10 м3 опасного химиката оказались буквально «размазаны» по трассе, сделав ее чрезвычайно скользкой. По счастливой случайности в тот день на дороге никто не пострадал, а дорожным службам удалось уменьшить скользкость покрытия с помощью песка. Примечательно то, что водитель перевозил опасный груз со всеми возможными нарушениями – без документов, при отсутствии свидетельства и разрешения, без маркировки автотранспортного средства. Очевидно, что и о надлежащей проверке тары на предприятии не позаботились.

Летом того же года в районе города Златоуст в УФО перевернулся грузовик, перевозивший 25 т креозота. Водитель нарушил режим движения большегрузного транспорта, введенный в Челябинской области в связи с аномальной жарой. На ликвидацию последствий разлива большого количества ядовитого пожароопасного вещества на дорожное полотно ушло более 5 часов. Все это время участок трассы был перекрыт.

Около полудня 6 августа 2014 года на трассе Геленджик-Новороссийск из-за превышения скорости перевозящий пропан грузовик «не вписался» в поворот и перевернулся. К счастью, сам водитель не пострадал, а опрокидывание цистерны не спровоцировало взрыв. И все бы хорошо, но на ликвидацию последствий утечки СУГ ушло почти 12 часов, и все это время шоссе, соединяющее два приморских города, было полностью закрыто для движения. Притом что это – единственная «прямая» дорога, а объездной маршрут через Джубгу вчетверо длиннее.

18 февраля 2015 года в Москве был надолго перекрыт для движения участок МКАД на пересечении с трассой М-4 Дон. Причиной послужил пожар, возникший вследствие опрокидывания автомашины, перевозившей краску. К счастью, и в этом случае человеческих жертв удалось избежать, однако впоследствии было установлено, что транспортное предприятие не только осуществляло перевозку лакокрасочных изделий с нарушениями, но также и сам водитель нарушил скоростной режим.

В начале мая 2016 года неподалеку от румынского городка Кымпино на шоссе перевернулась цистерна с серной кислотой. Ехавший на большой скорости грузовик занесло на повороте, в результате чего машина съехала в кювет и опрокинулась. В аварии сам водитель погиб, а транспортное средство загорелось.

Чуть раньше, в марте того же года почти в центре городка Лахти в Финляндии произошел разлив серной кислоты также по причине ДТП. Водитель транспортного средства не пострадал, а вот жителей района, в том числе учеников близлежащей школы, пришлось в срочном порядке эвакуировать. На устранение последствий экологического бедствия ушло немало времени и средств.

Утром 17 января 2017 года в префектуре Нагасаки, Япония, водитель грузовика, перевозившего кислоту, превысил скорость на обледеневшей трассе и выехал на встречную полосу. В результате столкновения с легковым автомобилем из автофургона выпали несколько контейнеров с едкой жидкостью и разгерметизировались. В итоге аварии люди не пострадали, но сильно повреждено дорожное покрытие, к тому же почти 2000 л соляной кислоты вылились в небольшую реку, протекающую неподалеку.

В марте 2017 года в Мексике взорвался автофургон с пиротехникой. Предположительно, причиной возгорания опасного груза стало нарушение техники безопасности при перевозке ВМ, относящихся к 1 классу опасных грузов. Машина полностью сгорела, унеся жизни 4 человек.

Можно ли избежать проблем?

Все приведенные выше примеры – рядовые и типичные случаи нарушений правил перевозки опасных веществ. Наиболее часто в практике встречаются следующие типы нарушений:

  • скоростного режима (движение с превышением допустимой скорости, в том числе на опасных участках и склонах);
  • режима движения при чрезвычайных ситуациях (нарушение запретов на передвижение в условиях нестабильного (при значительном повышении температуры) или скользкого (вследствие обледенения, намокания) дорожного покрытия, условиях ограниченной видимости);
  • использование неисправных, не прошедших предрейсовый контроль транспорта и тары (тягачей с явными или не выявленными повреждениями управления, тормозной системы, негерметичных емкостей);
  • несоблюдение правил безопасности при перевозках опасных веществ (транспортировка в ненадлежащей таре и упаковке, нарушение температурного режима, доставка в одном транспортном средстве грузов, запрещенных к совместной перевозке и хранению, и т.д.).

Наверняка во всех описанных выше случаях аварии можно было избежать, если бы водители, грузовладельцы и ответственные за перевозку автотранспортные предприятия отнеслись к обеспечению безопасности перевозок опасных веществ с должной ответственностью.

  • В России же одним из самых распространенных нарушений является перевозка опасных грузов без документов. На практике это означает полное отсутствие контроля используемых транспортных средств и тары, отсутствие нормативных средств пожаротушения и защиты автомобиля и экипажа, незнание (и игнорирование) элементарных мер предосторожности и правил безопасности при перевозках опасных веществ. Именно поэтому в части 1 статьи 12.21.2 КОАП  за перевозку опасных грузов ненадлежащим (конструкционно не предназначенным и не имеющим разрешения) транспортным средством;
  • при отсутствии маркировки и средств пожаротушения и иных, предусмотренных правилами перевозки;
  • осуществляемую водителем, не прошедшим необходимой подготовки (без свидетельства ДОПОГ);
  • без наличия необходимых и достаточных документов на груз;
  • при нарушениях правил перевозки, предусмотренных для конкретных веществ

применяются меры по задержанию транспортного средства и груза, а также система штрафов:

для водителя — от 2000 до 2500 р. (или лишение прав на 4-6 месяцев);

для ответственного должностного лица (в том числе ИП) —  от 20000 до 25000 р.;

для юридического лица (транспортного предприятия, грузовладельца) – от 400000 до 500000 рублей.

При выявлении прочих нарушений при перевозке опасных грузов в части 2 той же статьи предусмотрены штрафные взыскания в размере 1000-1500 р. для водителя,  5000-10000 р. для должностного лица и ИП, от 150000 до 250000 р. для юридического лица.

Думайте сами, решайте сами

Уважаемые грузовладельцы и коллеги перевозчики! Конечно, сделать свой выбор, кому доверить доставку опасного груза, придется именно вам. Хотим лишь отметить, что поговорка «Риск – благородное дело» к перевозкам опасных грузов не применима, хотя бы потому, что нет ни капли благородства в перекладывании собственной ответственности на других. Мало того, что в случае выявления правонарушений вы можете понести серьезные финансовые потери, из-за несоблюдения правил при перевозках могут пострадать люди, если не прямо, то косвенно.

Доверять доставку опасных грузов следует профильным компаниям, которые не только могут обеспечить необходимые меры безопасности, но и готовы взять на себя ответственность за соблюдение договоренностей и правил транспортировки.

«Федеральный Перевозчик Опасных Грузов» осуществляет транспортировку опасных грузов прошедшими предрейсовый контроль автотранспортными средствами надлежащей конструкции (что подтверждено документально), подготовленными водителями (при наличии свидетельства), с оформлением необходимых разрешений в контролирующих органах, сводя возможные риски к нулю.

Мы предлагаем профессиональные консультации и практическую помощь в вопросах доставки «опаски».

Закажите сборную или отдельную машину сейчас
×
Заказ обратного звонка
Ваша заявка принята!

Спасибо за обращение в нашу компанию!

За тем, что у нас тут происходит,

можно следить в соцсетях

         
Понятно!