В грузоперевозках “опасным грузом” именуют вещества и изделия, способные в процессе эксплуатации, хранения, перемещения, в силу химических или биологических свойств, оказать деструктивное воздействие на тару, транспорт, прочие физические и биологические объекты или живые организмы.
Перевалка и перемещение товаров “повышенного риска” требует соблюдения особых требований, целью которых является снижение вероятности негативных проявлений опасных свойств.
В основу современных принципов классификации опасных грузов положены рекомендации совета экспертов организации объединенных наций от 1956 года. В соответствии с этой системой все опасные грузы сгруппированы в 9 основных классов на основе физико-химических характеристик, в зависимости от типа опасной реакции, биологических свойств (внутри отдельно выделяют подклассы):
Подробно принципы и правила систематизации опасных грузов рассмотрены в части 2 ДОПОГ.
Зная информацию о наименовании опасной продукции можно воспользоваться таблицей А гл. 3.2 ДОПОГ для поиска груза в алфавитном списке. Однако следует учитывать, что для обозначения некоторых веществ одновременно могут существовать несколько наименований (например, сернистый ангидрид=диоксид серы).
С указанными в алфавитном порядке наименованиями грузов соотнесен номер ООН. При этом важно знать, что при определении условий транспортировки значение имеет не только порядковый номер ООН, но и группа применяемой упаковки вещества. В свою очередь группа упаковки назначается исходя из степени выраженности и проявления опасных свойств субстанции или изделия. Для грузов некоторых классов и подклассов группы упаковки не определены. Некоторые вещества попадают под определение н.у.к. и объединены одним номером ООН в обобщенной позиции.
Вещество может проявлять более чем одним опасным свойством, при этом для классификации необходимо выделить основную опасность и дополнительные, которые также следует учесть при маркировке.
Помимо номера ООН, для идентификации и маркировки грузов применяют цифровые и буквенно-цифровые классификационные шифры и коды. Классификационный код не установлен для грузов 7 класса.
В маркировке (упаковки, тары, грузовых мест и транспортировочных единиц) для распознавания и идентификации опасных грузов обязательно применение специальных знаков опасности и предупреждающих надписей.
Перевозку опасных грузов по автомобильным дорогам разрешено осуществлять транспортным средствам, имеющим конструктивные особенности и при наличии свидетельства о допуске к перевозкам на автомашину (тягач и прицеп) и у водителя.
При этом на провоз через территории государств веществ, представляющих потенциальную угрозу жизни и быту людей, дорожным и социальным инфраструктурам, необходимы разрешения различных управлений, согласование в контролирующих государственных службах, осуществляющих надзор за безопасностью дорожного движения.
Кроме того, необходимо правильно и в полном объеме оформить сопроводительные документы на опасный груз, в том числе путевой лист, ТН, паспорт безопасности, транспортную и аварийную карты.
Транспортировка опасных грузов по железной дороге регулируется регламентами МПОГ (с протоколами от 17-18 марта 2009 года), RID, соглашения №2 СМГС. В этом случае вам не требуется дополнительно разрабатывать согласовывать маршрут движения и остановок – железнодорожные службы и ведомства делают это сами. Однако для доступа груза на станцию отправления и прибытия, предоставления подвижного состава, организации перевалочных и погрузочных операций потребуются разрешения станционного и железнодорожного руководства. Также подлежат согласованию схемы размещения и крепления грузов и тары. В железнодорожных перевозках опасных грузов существует своя специфика по заполнению транспортных документов.
Авиаперевозки опасных грузов осуществляют в соответствии с техническими инструкциями ИКАО и правилами IATA. Организация транспортировки опасных веществ авиационным транспортом требует дополнительных согласований с грузовым терминалом и авиатранспортным предприятием. Опасные грузы принимаются к авиаперевозкам только в сертифицированной упаковке. В авиаперевозках применяются повышенные требования к безопасности, все процедуры строго регламентированы и обязательны.
Нормативную базу, регулирующую перевозки опасных грузов морским транспортом составляют международные морские кодексы и конвенции: МК МПОГ, МАРПОЛ, Солас74.
Транспортировку опасного груза морским судном в контейнере (танк-контейнере) необходимо предварительно согласовать с перевозчиком – морской контейнерной линией. На основании предоставленной информации о грузе (техническая документация, паспорт безопасности), линия сообщит о возможностях и условиях, на которых может принять опасный груз к перевозке. Дополнительно потребуется согласовать с портовыми службами условия завоза и размещения груза на терминале, оформить необходимые допуски, получить разрешения. Для доставки опасного груза на портовый терминал также необходим спецтранспорт.
Для выполнения доставки опасного груза любым видом транспорта грузовые документы заполняются с учетом специфики грузоперевозки. Помимо транспортных в обязательном порядке оформляются (для предъявления перевозчику и контролирующим службам) дополнительные сопроводительные документы.
Отсутствие любого из таких документов или наличие ошибок в них может послужить отказом в предоставлении услуг, стать причиной административного преследования.
Конечно, крупные промышленные предприятия выполняют упаковку продукции согласно ГОСТам, и в соответствии со стандартами наносят необходимую маркировку, предупреждающие символы и манипуляционные знаки. Проблема в том, что неспециалисты не всегда умеют их правильно читать, что приводит к ошибкам при классификации опасного груза и неверному оформлению документов.
Своды международных правил, конвенции и кодексы представляют собой многотомные, регулярно обновляемые и дополняемые издания. Некоторые из них (например, IATA) до сих пор не изданы на русском языке. В положениях и регламентах непросто разобраться, но именно они являются основой требований, предъявляемых к порядку оформления и организации транспортировки опасных грузов.
Также при планировании доставки опасного груза необходимо знать порядок и специфику взаимодействия с контролирующими службами (грузовых терминалов, автомобильных и железных дорог), сроки проведения согласований и оформления разрешительных документов. Действительность (и не только российская) такова, что попытки разобраться во всем самостоятельно оборачиваются потерей времени, средств и нервов.
Кроме прочего, существуют ограничения на перевозку некоторых грузов отдельными видами транспорта. И знание этих ограничений позволит сэкономить временной ресурс.
«Федеральный Перевозчик Опасных Грузов» — профильная компания, оказывающая услуги в сфере доставки опасных грузов.
Мы не только осуществляем автомобильную транспортировку опасных веществ в соответствии с ДОПОГ аккредитованным автотранспортом, в том числе собственным, но также организуем внутрироссийские и международные перевозки опасных грузов любого класса опасности (в том числе 1 и 7) всеми разрешенными видами транспорта.
Специалисты ФПОГ – профессионалы транспортной логистики, знающие правила и регламенты транспортировки опасных грузов, особенности документооборота и оформления разных типов перевозок.
В штате компании работает опытный эксперт – специалист по классификации опасных грузов и правовому регулированию.
Мы осуществляем и организуем доставку опасных веществ и изделий на регулярной основе и знаем, как ускорить процесс согласований и сократить все процедуры до 1-2 дней.
Мы не только проконсультируем вас по всем вопросам, но и возьмем на себя выполнение работ и организацию операций.
Для грузовладельца это означает, что груз будет принят к перевозке и доставлен своевременно, легально, безопасно, без дополнительных издержек и риска утраты.
За дополнительными консультациями вы можете обратиться к нашим специалистам в форме заявки на сайте.
Спасибо за обращение в нашу компанию!
Мы с Вами свяжемся в ближайшее время.